Благовещенский собор г. Воткинска

Краткая историческая справка:

В июле 1815 года мастеровые Воткинского железоделательного завода «единогласно и единодушно учинили приговор» о строительстве каменного собора в Воткинске «который как известно, по действиям своим считается одним из самых важных в Государстве хозяйственных заведений»

По Указу Вятской Духовной Консистории № 3360 от 12 октября 1815 г. Дмитриевская церковь переименована в Благовещенский собор. В этом же году была выдана храмозданная грамота на постройку каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами в честь Святителя Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского.

Строился храм на средства обывателей Воткинского завода и крестьян окрестных селений входящих в приход собора (десятки деревень), а так же на значительные сборы по всей Вятской губернии и помощь оказываемую государством . Строительство производилось артелью прославленного мастера нижегородского крепостного крестьянина Алексея Бруснигина. Первый проект был составлен «штатным Воткинского завода архитектором», И.Т.Мальгиным. Следует сказать, что Мальгин был выпусником Горного кадетского корпуса и профессинальным архитектором не являлся. В дальнейшем работы производились по проекту архитектора А.И.Постникова. В прочем производились и коррективы, в том числе, по мнению профессора Е.Ф.Шумилова, и лучшим на всю Вятскую губернию мастером храмового зодчества С.Е.Дудиным.

Фундамент собора заложен в 1817 году, а строительство закончено в 1818 г. В этом же году освятили 2 придела в теплой церкви: правый – Николаевский и левый – Дмитриевский. Колокола соответствующие «благолепному украшению создаваемой в Воткинском заводе каменной соборной церкви» выполнил колокольный мастер из Елабуги Дмитрий Шишкин. После изготовления колокол на санях был доставлен в Воткинск к празднику Богоявления. Весил колокол 129 пудов.

Иконы для собора писали художник императорской Академии А.Т.Винокуров, и частью П.И.Федоров, а вызолачивал их живописец Михаил Юркин. Сложное произведение декоративно – прикладного искусства – иконостас, в сочетании стилей барокко и классицизма, создавал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» А.М.Канцырев.

Осенью 1821 года на личные средства крупного русского ученого – металлурга П.Г.Соболевского над главным куполом собора был водружен венчающий шар и крест. На следующий год в Воткинск переезжает известный на Урале архитектор В.Н.Петенкин, который и достроит окончательно собор.

Холодный храм собора освящен 29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы епископом Вятским Кириллом. Освящение произведено на мощах великомученика и целителя Пантелеймона «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к крест под престолом».

В 1841 г. придельные престолы в связи с заменой иконостаса вновь освящены: Никольский престол освящен в честь Владимирской иконы Божьей Матери, второй престол – в честь Святитителя Димитрия Ростовского.

В 1845 году в связи с перестройкой главного иконостаса собора пестол вновь освящен 22 февраля 1845 г. с тем же названием – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1863 г. храм расширили, престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский.

В 1882 году при соборе открыто церковноприходское попечительство.

Авторы стенной живописи неустановленны, известно лишь, что поновлял и расширял их известный сарапульский живописец А.П.Беркутов. В 1901-1902 годы живописец А.В.Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора.

Главной святыней собора была Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская», особое почитание которой было возбуждено случаем чудесного исцеления от болезни младенца Николая, сына горного начальника Воткинского завода И.П.Чайковского в 1838 году.

Славился собор и своим хором, состоявший из 6 дискантов, 6 альтов, 3 теноров, 3 басов, а так же 7 учеников – мальчиков. С ноября 1901 года стало впервые впервые практиковаться «всенародное пение» — во время литургии.

Трагические события 20 – го столетия, разразившиеся в России, не обошли и Воткинск, а вместе с ним Благовещенский собор и его священство.

Против установленной большевиками власти, в августе 1918 года, вспыхнуло народное восстание, подавленное в ноябре отборными силами красной армии. Повстанцы оставили родные места. Население завода не участвовавшее в восстании (в основном старики, женщины и дети) не чувствуя за собой вины осталось в Воткинске, а вместе с ними и священство. Вошедшие в Воткинск латышские стрелки под командованием Азина устроили в поселке настоящую резню. Начался провозглашенный Лениным красный террор. Сегодня сложно определить точное количество жертв. По сведениям участника Воткинского восстания, командира инженерного соединения подпоручика С.Н.Лоткова в те дни большевиками было убито более 5 тысяч ни в чём не повинных воткинцев. Но этой цифре люди с советским воспитанием не доверяют, т.к Лотков – белый офицер. Сохранившиеся архивные данные и публикации в большевистких газетах дают полное основание утверждать, что количество жертв «красного террора» куда как более чем 5 тысяч. Автор сайта со временем познакомит Вас со своим расчётом.

В ЦГА УР хранится телеграмма председателя воткинского ЧК Линдемана председателю ревсовета Зорину. В которой Линдеман отвечает на вопрос Зорина «не скучаешь ли в Воткинске»: « Работы порядочно; но признаться что то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». Далее в телеграммах ближайших дней идут переговоры о предстоящем визите в Воткинск Зорина. 14 декабря Линдеман военносрочно телеграфирует « К понедельнику всё готово в программе № 490». Что такое № 490 остается только догадываться, но явно, что не просто диспут Спустя три дня\ Зорин бахвальствуется в Реввоенсовет « Понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили три митинга между прочим один соборе прошли довольно хорошо церкви были оппоненты которых с успехом разбили точка». Понедельником в 1918 году было 16 декабря. Именно в эти дни был зверски убит самый уважаемый священник собора о.Николай Чернышев вместе со своей дочерью Варварой (последней его «отметкой» в метрических книгах было 30 ноября/13 декабря по новому стилю, а 14 у Линдемана было «всё готово»). Без вести пропадают священники Михаил Суворов, Николай Кошурников, Владимир Андриевский.

В 1919 году Воткинск временно освобождает армия адмирала Колчака. Но летом этого же года она оставляет Прикамье. Жители Воткинска, помня красный кошмар, в своём большинстве покидают родные места вместе с армией Колчака. Вместе с ними эвакуируется и значительная часть священства: священники Афанасий Левитский (вернется в 1924 году),Николай Якимов, Леонид Рудольский(вернется в 1922 году), Дмитрий Замятин, Василий Рычков, Алексей Невоструев; диаконы Григорий Пикулев, Николай Ардашев,Николай Мухачев (вернётся в 1922 году), Николай Попов.

3/16 сентября 1921 года председателем Воткинского политбюро изъяты (вместе с красным сукном) метрические книги.

Документы по изъятию церковных ценностей не обнаружены. В плоть до своего закрытия, не смотря на бушующие страсти вокруг и в самой Церкви, священство и приход собора остаются верными православными христианами.

Благовещенский собор закрыт на основании постановления президиума Сарапульского окрисполкома от 15 марта 1929 г. № 123. Здание передано под кинотеатр.

В январе 2001 года собор передан Православной Церкви.

В архивах известны следующие документы, которые помогут Вам узнать больше о священстве и прихожанах этого храма, окажут помощь в составлении родословной:

ЦГА УР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики)

Духовные росписи за 1817 – 1826 гг.

(ф.409 о.1 д.133, 142)

Клировые ведомости за 1815 – 1916 гг.

( ф.409 о.1 д. 116 – 117,119,121,127,131 – 132. ф. 245 о.1 д.249, о.4. д.127,129)

Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу церкви за 1817 — 1827, 1832,1838 – 1840, 1842 – 1846, 1870 – 1906, 1908 – 1913, 1915 — 1916 гг.

Метрические книги записи родившихся за 1907,1914,1917 – 1919 г.г

Метрические книги записи бракосочетавшихся за 1907, 1917 – 1918 гг.

(ф. 409 о.1д. 133 – 237)

Архивный отдел администрации г. Сарапула

Клировые ведомости за 1920,1922,1924,1926 г.г

(ф.17о.2 д.10 -12)

Метрические книги родившихся 1847 – 1851; 1863 – 1868; 1870-1888; 1893-1905; 1906-1909; 1911-1913;1915-1916 гг.

Метрические книги умерших 1847 – 1851; 1887 – 1903; 1905; 1907-1912 гг.

Метрические книги бракосочетавшихся 1847 – 1850 гг.

Источники информации:

ЦГА УР ф. 409 Объединенный фонд Благовещенского собора и церквей Камско – Воткинского завода.

Е.Ф.Шумилов Благовещенский собор. Историко – архитектурное исследование. Ижевск-Воткинск. !996 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *