За Христа пострадавшие священномученик Николай Чернышев и его дочь мученица Варвара

26 декабря 2017 года на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ МП, рассматривался вопрос о причислении к лику святых протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары. Изучив собранные Епархиальной комиссией документы, комиссия под председательством епископа Троицкого Панкратия пришла к выводу, что такое причисление возможно и проголосовала «за». Соответствующие документы для окончательного решения будут направлены на рассмотрение Святейшему Патриарху и Синоду.

7 марта 2018 года, состоялось общецерковное прославление в лике Святых священника Воткинского Благовещенского собора, пострадавшего за Христа в 1919 году, отца Николая Чернышева и дочери его Варвары. 19 августа, в день праздника Преображения Господня, на площади перед Благовещенским собором города была совершена Божественная литургия с чином прославления священномученика Николая Чернышева и его дочери мученицы Варвары
Святые священномученик Николае и мученица Варвара, молите Бога о нас !

 

«Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него».

Святитель  Тихон Патриарх Московский

 

Родился Николай Чернышев 21 января 1854 года, в семье священника Благовещен­ского собора Воткинского завода. Его отец Андрей Иванович Черны­шов, был одним самых просвещенных людей заводского посёлка, известный за его пределами не только своими проповедями, но и исследованиями в области краеве­дения. При их жизни к написанию фамилии Чернышев или Чернышов, не придавалось никакого значения. Потому в разных документах, и на могильных пли­тах у членов одной семьи фамилии прописаны по-разному.

Николай Черны­шев по примеру своего отца, стал священником, закончив в 1875 году Вят­скую Духовную Семинарию. С первых дней своей самостоятельной жизни он занима­ется педагогической деятельностью. За усердные труды по обучению в народ­ных школах в течение 25 лет он   был награжден орденом Святой Анны 3 сте­пени. В годы Русско – Японской войны отец Николай принимает активное уча­стие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награж­дён серебряной медалью.

Отец Николай, будучи истинным христианином, не мог равнодушно относиться к бедам народным и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Од­ной из бед, постигших народ в 19 столетии, было пьянство. Для борьбы с ним и про­свещения простого народа он, по благословению святого праведного Иоанна Кронштад­тского, учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем.

Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком своего времени, извест­ным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным чле­ном Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И.Чайковского.

Всю свою жизнь отец Николай посвятил просвещению своего народа, неся ему слово Божие, за что снискал среди воткинских жителей заслуженное уважение и любовь. Старожилы долго вспоминали, о том, как после каждой службы в Благовещен­ском соборе, его провожали до дому огромные толпы народа. До са­мых ворот вопрошая его и прося на прощание благословение.

В семье его было четверо детей. Он рано овдовел и в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой, 1888 года рождения, выпускницей женских курсов в городе Казани.

Наступили грозные дни революционного переворота в 1917 году. Власть в по­сёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника Лот­кова С.Н.  состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин, да «большевистских прихвостней». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с бессрочной каторги. «Грозный и мститель­ный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депута­тов и стал давить и терроризировать всё население».  Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение завод­чан было на пределе.  Не лучше дела обстояли и в окрестных селениях.  Вот как их описывал крестьянин А. По[вы]шев ставший партизаном 12 роты Воткинского полка: «Вернувшиеся солдаты, те что поплоше, кто раньше был замечен в воров­стве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чу­жой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужич­ков и без того недостаточную для хозяйства, в виду чего у нас стала дорого­визна и хорошие мужички стали сеять только «про себя». И вот в нашей воло­сти настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающи­еся лентяи…».

Не желая такой власти, её вскоре сбросил заводской народ и крестьяне окрестных селений, подняв известное Ижевско-Воткинское восстание. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться и послед­ние части Воткинской Народной армии перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был разрушен, а те, кто не успел, или не сумел эвакуиро­ваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей».  Полились реки крови. По информации горного инже­нера В.Н.Граматчикова, насильно вывезенного большевиками из Перми в Вот­кинск и ставшего свидетелем тех событий, именно в этот период с ноября 1918 года по апрель 1919 год было произведено больше всего расстрелов. О страшных событиях тех дней свидетельствуют и сами палачи. Даже председатель воткинского ЧК Линдеман, на вопрос председатеся реввоенсовета Зорина, не ску­чает ли он в Воткинске, телеграфировал: «Работы порядочно … ужасно изнервни­чался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». Работой озверевшего Линде­мана было выявление врагов и последующее их уничтожение. И работал он, по все видимости, не покладая рук.

Врагом номер один было православное духовенство.  В мае 1918 года на Пле­нуме ЦК РКП (б) было принято решение о начале антицерковного террора. А уже в ноябре 1918 года председатель ЧК Восточного фронта Лацис отдаёт на Вятку и Пермь приказ: «Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необуз­данная агитация духовенства против Советской власти. …Ввиду явной контрре­волюционной работы духовенства, предписываю всем прифронтовым Чрез­вычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них не смотря на его сан, кто дерз­нёт выступить словом или делом против Советской власти».  Приказ был при­нят, что называется «с лёту». В начале   декабря 1918 года Линдеман совместно Зори­ным готовят зловещее мероприятие, которое именуют «программа №490». Зо­рин и его помощники прибывают в Воткинск. Накануне арестовывается самый уважаемый в Воткинске человек, священник отец Николай Чернышев. Народ в после­дующем вспоминал, что когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Вар­вара бросилась к отцу и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели.

Из всех подробностей мероприятия под №490, известно лишь то, что Зорин сов­местно с ЧК устроили в Воткинске три митинга один из которых прошёл в соборе. Из телеграммы в Реввоенсовет мы узнаем, что мероприятия «прошли довольно хо­рошо в церкви были оппоненты которых успешно разбили точка». Что за оппо­ненты были у них в соборе, и как они были разбиты, разумеется, не уточняется. Ведь главный их оппонент, которого они боялись, отец Николай Чернышев, сидел уже в тюрьме.

В тюрьме отец Николай и Варвара просидели до 2 января 1919 года.  В этот трагиче­ский день их вывели из тюрьмы и расстреляли, на берегу пруда (напротив нынешнего музея П.И. Чайковского). Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но ни как не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что то шептал, переби­рая губами». Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы. На требование снять крест он им ответил: «Вот умру тогда и снимите». Вместе с ним была расстреляна и Варвара, всё так же обхватившая своего отца и разделившая с ним учесть мученика за Христа.

После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 года, воткинцы отыс­кали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание. Это событие несмотря ни на что, не изгладилось из памяти наших людей, они из поколения в поколение передавали его. Вот только не было  известно место их захоронения. Люди его по всей видимости таили. И лишь в 90-годы прошлого столетия, одна благочестивая жительница нашего города открыла его. Стало известно, что они были похоронены у стен Преображенской церкви, рядом с Юлией Иоановной Чернышевой, женой отца Николая и матерью Варвары. За могилой, многие годы, ухаживали Ольга Ивановна  Ерыпалова, свидетельница рассказа красноармейца о расстреле,  и её дочь Галина Петровна Секретарева.

Канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2018 года.

Дни памяти — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской в вос­кресный день 7 февраля (новый стиль) или в ближайшее последующее воскресенье, и в день мученической кончины 2 января.

 

Источники информации:

  1. ЦГА УР ф.409 о.1 д.121 Ведомость о заштатных священниках, вдовых и сиротах Благовещенского собора за 1894 г.
  2. Э.И.Гаевский . Семья Чернышевых. «Воткинская газета» от 20 августа 1998 г.
  3. Священник Андрей Чернышев. «Храм и приход Камско – Воткинского Благовещенского собора». Вятские епархиальные ведомости. №21. 1863 год. Отдел неофициальный.
  4. ЦГА УР ф.245 о.4 д.129 Клировая ведомость о Благовещенском соборе за 1916 год.
  5. В.Ф.Бердников. Пантелеимоновское общество трезвости в Воткинском заводе. Вятские епархиальные ведомости. №25. 1906 год. Отдел неофициальный.
  6. С.Н.Лотков. Камско-Воткинский завод и его рабочие. Ижевско-Воткинское восстание. 1918 г. Посев. Москва. 2000 г.
  7. Незаметные добровольцы. Сибирские стрелки. №75. 17 апреля 1919 год.
  8. В.Н.Граматчиков. Подробности жизни в Воткинском заводе. Освобождение России. №86. 17 апреля  1919 год.
  9. ЦГА УР ф. Р-331 о.1 д.217 Циркуляры финотделов НКВД и Вятского губисполкома. Список населенных пунктов Сарупульского уезда.
  10. ЦГА УР ф. Р-390 о.1 д.15 Телеграммы и радиотелеграммы 1918 -1919 г.г.
  11. Б.А.Филиппов. Очерки по истории России. ХХ век.
  12. Красный террор. Еженедельник ЧК по борьбе с контр-революцией на чехо-словацком фронте. №1. 1 ноября 1918 г.
  13. Список расстрелянных большевиками «граждан по постановлению Чрезвычайной Комиссии и зарегистрированных в ее книгах в период с ноября 1918 года по февраль 1919 г. ГА РФ ф.147 о.2 д.153/ С.С.Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918 -1922 гг. Москва. Посев. 2006 г.
  14. Воспоминания Галины Петровны Секретарёвой (Ерыпаловой). Ерыпаловы проживали по улице Господской (Кривоноговской) ныне Чайковского.
  15. Газета Воткинского благочиния «Православный Воткинск». №2 (30) 2001 г; №7(35) 2001 г. ; №9 (37) 2001 г.;  №2 (42)  2002 г.

Н.Лапин