26 декабря 2017 года на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ МП, рассматривался вопрос о причислении к лику святых протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары. Изучив собранные Епархиальной комиссией документы, комиссия под председательством епископа Троицкого Панкратия пришла к выводу, что такое причисление возможно и проголосовала «за». Соответствующие документы для окончательного решения будут направлены на рассмотрение Святейшему Патриарху и Синоду.
7 марта 2018 года, состоялось общецерковное прославление в лике Святых священника Воткинского Благовещенского собора, пострадавшего за Христа в 1919 году, отца Николая Чернышева и дочери его Варвары. 19 августа, в день праздника Преображения Господня, на площади перед Благовещенским собором города была совершена Божественная литургия с чином прославления священномученика Николая Чернышева и его дочери мученицы Варвары
Святые священномученик Николае и мученица Варвара, молите Бога о нас !
«Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него».
Святитель Тихон Патриарх Московский
Родился Николай Чернышев 21 января 1854 года, в семье священника Благовещенского собора Воткинского завода. Его отец Андрей Иванович Чернышов, был одним самых просвещенных людей заводского посёлка, известный за его пределами не только своими проповедями, но и исследованиями в области краеведения. При их жизни к написанию фамилии Чернышев или Чернышов, не придавалось никакого значения. Потому в разных документах, и на могильных плитах у членов одной семьи фамилии прописаны по-разному.
Николай Чернышев по примеру своего отца, стал священником, закончив в 1875 году Вятскую Духовную Семинарию. С первых дней своей самостоятельной жизни он занимается педагогической деятельностью. За усердные труды по обучению в народных школах в течение 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско – Японской войны отец Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью.
Отец Николай, будучи истинным христианином, не мог равнодушно относиться к бедам народным и принимал самое активное участие в помощи страждущим. Одной из бед, постигших народ в 19 столетии, было пьянство. Для борьбы с ним и просвещения простого народа он, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем.
Подобно своему отцу он был образованнейшим человеком своего времени, известным не только своими замечательными проповедями и беседами, но и как большой ценитель искусства. На протяжении многих лет он был почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И.Чайковского.
Всю свою жизнь отец Николай посвятил просвещению своего народа, неся ему слово Божие, за что снискал среди воткинских жителей заслуженное уважение и любовь. Старожилы долго вспоминали, о том, как после каждой службы в Благовещенском соборе, его провожали до дому огромные толпы народа. До самых ворот вопрошая его и прося на прощание благословение.
В семье его было четверо детей. Он рано овдовел и в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой, 1888 года рождения, выпускницей женских курсов в городе Казани.
Наступили грозные дни революционного переворота в 1917 году. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Их комитеты, по воспоминаниям техника Лоткова С.Н. состояли в основном из пришлых людей, занявших на заводе места ушедших на фронт мужчин, да «большевистских прихвостней». Во главе их стал безграмотный уголовник Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но революцией освобождённый с бессрочной каторги. «Грозный и мстительный, он возглавил местный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и стал давить и терроризировать всё население». Начались всяческие притеснения, расстрелы без суда и следствия, насилия и грабежи. Терпение заводчан было на пределе. Не лучше дела обстояли и в окрестных селениях. Вот как их описывал крестьянин А. По[вы]шев ставший партизаном 12 роты Воткинского полка: «Вернувшиеся солдаты, те что поплоше, кто раньше был замечен в воровстве и мошенничестве, ну словом лентяи, которые раньше любили попить на чужой счёт, стали агитировать, что нужно отобрать землю у более состоятельных мужичков и без того недостаточную для хозяйства, в виду чего у нас стала дороговизна и хорошие мужички стали сеять только «про себя». И вот в нашей волости настроение стало изменяться, потому что стали у власти праздно шатающиеся лентяи…».
Не желая такой власти, её вскоре сбросил заводской народ и крестьяне окрестных селений, подняв известное Ижевско-Воткинское восстание. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в посёлок вошли красные. В ночь на 12 ноября 1918 года все, кто смог эвакуироваться и последние части Воткинской Народной армии перешли на другой берег Камы по созданному ими же мосту. Мост был разрушен, а те, кто не успел, или не сумел эвакуироваться остались наедине с «силами большевистских банд, состоящих из мадьяр, китайцев и латышей». Полились реки крови. По информации горного инженера В.Н.Граматчикова, насильно вывезенного большевиками из Перми в Воткинск и ставшего свидетелем тех событий, именно в этот период с ноября 1918 года по апрель 1919 год было произведено больше всего расстрелов. О страшных событиях тех дней свидетельствуют и сами палачи. Даже председатель воткинского ЧК Линдеман, на вопрос председатеся реввоенсовета Зорина, не скучает ли он в Воткинске, телеграфировал: «Работы порядочно … ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». Работой озверевшего Линдемана было выявление врагов и последующее их уничтожение. И работал он, по все видимости, не покладая рук.
Врагом номер один было православное духовенство. В мае 1918 года на Пленуме ЦК РКП (б) было принято решение о начале антицерковного террора. А уже в ноябре 1918 года председатель ЧК Восточного фронта Лацис отдаёт на Вятку и Пермь приказ: «Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необузданная агитация духовенства против Советской власти. …Ввиду явной контрреволюционной работы духовенства, предписываю всем прифронтовым Чрезвычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них не смотря на его сан, кто дерзнёт выступить словом или делом против Советской власти». Приказ был принят, что называется «с лёту». В начале декабря 1918 года Линдеман совместно Зориным готовят зловещее мероприятие, которое именуют «программа №490». Зорин и его помощники прибывают в Воткинск. Накануне арестовывается самый уважаемый в Воткинске человек, священник отец Николай Чернышев. Народ в последующем вспоминал, что когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к отцу и крепко обхватила его, что её никто не смог оторвать ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели.
Из всех подробностей мероприятия под №490, известно лишь то, что Зорин совместно с ЧК устроили в Воткинске три митинга один из которых прошёл в соборе. Из телеграммы в Реввоенсовет мы узнаем, что мероприятия «прошли довольно хорошо в церкви были оппоненты которых успешно разбили точка». Что за оппоненты были у них в соборе, и как они были разбиты, разумеется, не уточняется. Ведь главный их оппонент, которого они боялись, отец Николай Чернышев, сидел уже в тюрьме.
В тюрьме отец Николай и Варвара просидели до 2 января 1919 года. В этот трагический день их вывели из тюрьмы и расстреляли, на берегу пруда (напротив нынешнего музея П.И. Чайковского). Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но ни как не могли, сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что то шептал, перебирая губами». Несомненно, это были последние его прижизненные святые молитвы. На требование снять крест он им ответил: «Вот умру тогда и снимите». Вместе с ним была расстреляна и Варвара, всё так же обхватившая своего отца и разделившая с ним учесть мученика за Христа.
После освобождения Колчаком Воткинска, в апреле 1919 года, воткинцы отыскали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание. Это событие несмотря ни на что, не изгладилось из памяти наших людей, они из поколения в поколение передавали его. Вот только не было известно место их захоронения. Люди его по всей видимости таили. И лишь в 90-годы прошлого столетия, одна благочестивая жительница нашего города открыла его. Стало известно, что они были похоронены у стен Преображенской церкви, рядом с Юлией Иоановной Чернышевой, женой отца Николая и матерью Варвары. За могилой, многие годы, ухаживали Ольга Ивановна Ерыпалова, свидетельница рассказа красноармейца о расстреле, и её дочь Галина Петровна Секретарева.
Канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2018 года.
Дни памяти — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской в воскресный день 7 февраля (новый стиль) или в ближайшее последующее воскресенье, и в день мученической кончины 2 января.
Источники информации:
- ЦГА УР ф.409 о.1 д.121 Ведомость о заштатных священниках, вдовых и сиротах Благовещенского собора за 1894 г.
- Э.И.Гаевский . Семья Чернышевых. «Воткинская газета» от 20 августа 1998 г.
- Священник Андрей Чернышев. «Храм и приход Камско – Воткинского Благовещенского собора». Вятские епархиальные ведомости. №21. 1863 год. Отдел неофициальный.
- ЦГА УР ф.245 о.4 д.129 Клировая ведомость о Благовещенском соборе за 1916 год.
- В.Ф.Бердников. Пантелеимоновское общество трезвости в Воткинском заводе. Вятские епархиальные ведомости. №25. 1906 год. Отдел неофициальный.
- С.Н.Лотков. Камско-Воткинский завод и его рабочие. Ижевско-Воткинское восстание. 1918 г. Посев. Москва. 2000 г.
- Незаметные добровольцы. Сибирские стрелки. №75. 17 апреля 1919 год.
- В.Н.Граматчиков. Подробности жизни в Воткинском заводе. Освобождение России. №86. 17 апреля 1919 год.
- ЦГА УР ф. Р-331 о.1 д.217 Циркуляры финотделов НКВД и Вятского губисполкома. Список населенных пунктов Сарупульского уезда.
- ЦГА УР ф. Р-390 о.1 д.15 Телеграммы и радиотелеграммы 1918 -1919 г.г.
- Б.А.Филиппов. Очерки по истории России. ХХ век.
- Красный террор. Еженедельник ЧК по борьбе с контр-революцией на чехо-словацком фронте. №1. 1 ноября 1918 г.
- Список расстрелянных большевиками «граждан по постановлению Чрезвычайной Комиссии и зарегистрированных в ее книгах в период с ноября 1918 года по февраль 1919 г. ГА РФ ф.147 о.2 д.153/ С.С.Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918 -1922 гг. Москва. Посев. 2006 г.
- Воспоминания Галины Петровны Секретарёвой (Ерыпаловой). Ерыпаловы проживали по улице Господской (Кривоноговской) ныне Чайковского.
- Газета Воткинского благочиния «Православный Воткинск». №2 (30) 2001 г; №7(35) 2001 г. ; №9 (37) 2001 г.; №2 (42) 2002 г.
Н.Лапин