Храм и приход Камско – Воткинского Благовещенского Собора.

Воткинский завод, расположенный по обеим сторонам реки Вотки, за четыре версты до впадения ея в реку Сиву, разделяющую ныне губернию вятскую от пермской основан в царствование Императрицы Елисаветы Петровны, генерал фельдцейхместером, сенатором и разных орденов кавалером, графом Петром Ивановичем Шуваловым, в конце пятого десятка прошлого восемнадцатого столетия.

Верстах в двадцати пяти выше завода, и далее в вершинах Вотки обитали и ныне живут коренные жители страны – вотяки. Ближайшая же к заводу местность около реки, по низменности места не была заселена: вотяки имели тут свои покосы. Лощина, на которой образовался обширный пруд при заводе, единственный из всех прудов уральских заводов, естественно имела лучшие сенокосные угодья, жители последней к заводу вотяцкой деревни – Быгов имели тут свои покосы. На холмике, где построена была первая деревянная, а ныне стоит соборная каменная церковь, у них построен был чум, т.е крепкий с полом и потолком амбар, в коем хранили они сенокосныя орудия, провизию свою и мед, собираемый ими из ульев и бортей во время улаза. Здесь, по сказанию стариков этой деревни, за десять лет до основания завода, по временам начали они слышать гул, как бы от звона в колокол, чего прежде не было. Разсказы об этом не остались без последствий: вотяки начали толковать, что тут будет некогда церковь христианская и сокрушит их чтилища в диких лесных местах, где так удобно было им приносить жертвы кереметю и совершать обряды своей веры, почему мало помалу они начали оставлять место сие. -Предчувствие вотяков не обманули их;  через 10 лет после замеченного случая, именно в 1759 году, действительно устрояется окончательно на пустом, никем необитаемом месте, завод названный Камско – Воткинским, по положению своему при речке Вотке, близ Камы, которая от завода в двенадцати верстах.

Мало было первоначальное народонаселение завода, — всего сто душ мастеровых. Но тогда же было приписано к заводу, для исполнения разных горнозаводских работ, более тысячи крестьян, которые, хотя и не все были жителями ближайших к заводу деревень, а многие приписаны были из отдаленных мест, даже из других уездов и являясь для работ только в известные времена; но вообще все обращались около завода, как около центра своей деятельности. Обилие вод, богатство лесов, удобство получать для выковки железа чугун с Урала по Каме, сделали то, что новый завод незамедлил разшириться и населиться.  Церквей вблизи не было; ближайшие села были : Стефаново в двадцати восми и Сайгатка в тридцати пяти  верстах ( ныне пермской губернии). Почему  вслед за основанием завода владелец онаго, граф Шувалов, тогда вознамерился построить в нем и церковь. Исполняя волю его, управитель завода Алексий Москвин прошением от 16 декабря 1759 года просил преосвященного Гавриила, епископа казанского, (по принадлежности тогда округа сего к казанской епархии), благословить сооружение в Воткинском заводе деревянной церкови, во имя новоявленного святителя Димитрия, Ростовского чудотворца, и дать священника. В прошении объяснено было, что от крестьян священнику, дана будет хлебная руга против прочих сел безобидно, а от мастеровых и рабочих состоящих на жаловании, коего производилось тогда до семи тысяч рублей, от каждого рубля по копейке; сверх же того от исправления мирских треб довольны будут неоскудно. Разрешение и благословение не замедлило последовать и 19 числа тогоже декабря и того же 1759 года послана была на имя управителя Алексея Москвина храмозданная грамота, за подписом и печатью Гавриила епископа казанского и свияжского. Тогда же, для исправления треб и богослужений, определен был и первый священник завода Василий Петров Миславский.

В следующем 1760 году церковь была уже готова, церковным благолепием украшена, и по указу казанской духовной консистории от 5 октября 1760 года, по благословлению Его Преосвященства освящена во имя новоявленного святителя Димитрия, митрополита Ростовского, местным священником Василием Миславским – соборне.

Новоустроенный завод был во владении графа Шувалова только до 1763 года; в этом году он поступил в казенное ведомство. А новоустроенная, первая, церковь воткинского завода существовала только тринадцать лет. В 1774 году злодей, самозванец Пугачев, с воею шайкою, на пути из города Осы в Казань, остановившись в Воткинском заводе, сожег завод и заводскую церковь.Во время пожара успели вынести из церкви несколько святых икон и утварь в небольшой амбар, бывший при церкви. Это маленькое здание, с бывшими в нем священными вещами, Бог сохранил от пламени. Из утвари сей первой церкви сохранилось доселе: священное евангелие, обложенное зеленым бархатом, с серебропозлащенными клеймами, животворящий серебряный крест с изваянным изображением распятого Спасителя и серебряный, внутри позлащенный, потир, с дискосом, звездицею, лжищею и двумя тарелочками, все с клеймом 1760 года – дар графа Шувалова. Из икон же первого храма известны ныне: образ Вседержителя, покрытый в 1815 году серебряною ризою с венцем, весом в 8 фунтов, 35 золотников и икона Владимирской Божией Матери, на поклонение коей приходят ныне, по обетам, не мало народу и из далека. Риза на ней сребропозлащенная с венцем и короною, украшенною разноцветными камнями стоящая более четырех тысяч рублей ассигнациями. Первым случаем, который возбудил особенное благоговение к сей иконе пресвятыя Богородицы и усердие православных христиан к украшению ея — было чудесное исцеление от болезни младенца Николая, сына г.горного начальника воткинского завода Чайковского ( ныне генерал майора), когда младенец этот находился уже в предсмертном томлении и врачи не видели никаких средств помочь ему. В благодарность за исцеление, которое и родителями и присутствующими при совершении молебствия об исцелении несомненно приписано было благодатной помощи Божией Матери, г. Чайковский тогда же назначил на сооружении ризы к иконе тысячу рублей тогдашними ассигнациями. Это чудо одночастного исцеления младенца от тяжкой болезни было в 1838 году, в воскресный день 4 декабря.

После сожжения первой деревянной церкви Пугачевым, в следующее лето 1775 года, по храмозданной грамоте уже Лаврентием, епископом вятским, усердием жителей построена была и освящена новая деревянная церковь, в честь того же святителя Димитрия Ростовского чудотворца. Усердие со стороны прихожан при постройке церкви сей было столь велико, что по сказанию старожилов, окончена была постройка в два месяца. С боку, в особенной пристройке, устроен был придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.Неизвестно, в тот же ли год произведены устройство и освящение придела, или в следующие за ним. Помнящие церковь сию с похвалою отзывались об устройстве, обширности и благоприличном украшении ея. Дух народа в то время не был еще расколом; население пополнялось выселенцами из дальних мест и рекрутами. Почему новые обитатели завода, находясь вдали от родины и образуя новую родину для своего потомства, с расположением и любовию смотрели и на сей, хотя на деле не очень богатый храм: для них довольно было и этой святыни.

Но в 1811 году уже чувствовалась нужда исправлять ветхости в храме сем: стала ветшать крыша. Духовенство, видя непрочность деревянного здания, сделало попытку просить преосвященного Гедеона, епископа вятского, о разрешении завести вместо деревянной каменную церковь. Но средств к исполнению этаго предприятия небыло предъявлено, да их и небыло при церкви: не смотря на народонаселение прихода в 12 тыс.душ обоего пола, денег в церковной казне в 1811 году было только семьсот рублей ассигнациями. Резолюциею Преосвященнаго на прошении сем предписано было только священно-церковно-служителям, чтобы они всемерно старались возбудить желание, как в начальниках и чиновниках, так и в прихожанах, выстроить каменную церковь, без дальняго отлагательства времени. Но к постройке каменной церкви начала никакого не сделано. Горное начальство не принимало на себя обязанности ни поддерживать старой, ни строить новой церкви, а прихожане не имели средств. В это время поступил к Дмитриевской церкви протоиереем Василий Егорыч Блинов, — молодой, деятельный, со свежими силами и энергиею. В 1813 году он сделал представление преосвященному Гедеону о постройке каменной церкви, и, объяснивши всю невозможность постройки собственными средствами со стороны церкви, и прихожан, просил Его Преосвященство ходатайствовать чрез сношение с г.директором департамента горных и соляных дел Андреем Феодоровичем Дерябиным, который в то же время считался начальником и Воткинскаго завода, об отпуске сумм, потребных на сие строение. Но успеха не было.

В 1815 году уже прихожане, по настоянию и убеждению протоиерея и при содействии г.управляющего заводом, изъявили желание пожертвовать на постройку церкви, по 5% с рубля из получаемого жалованья, кроме добровольных приношений. Почему управляющий тогда Воткинским заводом г.Маркшейдер Мамадышев представил Перосвященному приговор от прихожан, требовавших постройки каменной церкви, с изъявлением обещаемых пожертвований, план и фасад оной. В этом же приговоре предложено было прошение и о том, чтобы воткинская Дмитриевская церковь переименована была в собор, во имя Благовещения пресвятыя Богородицы, на основании того, что, по Высочайше утвержденному проэкту горного положения, все главные горные заводы есть и именуются горными городами, а Воткинский завод, по состоявшемуся в 1813 году, 10 декабря именному Его Императорского Величества указу, сравнен с главными горными заводами, следовательно и с городами. В том же году выслана храмозданная грамота на сооружение каменной церкви, и, по указу вятской духовной консистории от 12 октября, церковь переименована в Благовещенский Собор.

1816 год прошел в заготовлении материалов; а в 1817 году положено основание каменному зданию соборной Благовещенской церкви. Составлен был строительный комитет, под председательством протоиерея Василия и при участии г.управляющего заводом; и дело стройки благопоспешалось. К пособиям для благопоспешнаго устройства церкви исходатайствована была сборная книга на пять лет; даже один из священников о. Михаил Столбов, с позволения начальства, изъявил желание объехать многие города, для сбора пожертвований, и представил собранных трудами его до четырех тысяч рублей ассигнциями.

К 1819 году собор, кроме колокольни, вчерне был покончен. А в лето того же года подготовлена была к освящению придельная церковь, и освящены два придела – правый во имя  святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийскаго, а левый во имя Димитрия митрополита Ростовского, чудотворца. И таким образом богослужение начало совершаться в новом каменном храме. Деревянная же Димитриевская церковь была разобрана и, кроме придела, оказавшегося излишним и за ветхостью негодным, перенесена на кладбище и обращена в церковь во имя Преображения Господня. Там она стояла еще до 1837 года, т.е. до устройства новой каменной церкви кладбищенской.

К окончательному устройству главного Благовещенского храма и колокольни уже не было средств у церкви; только в 1827 году, собравшись с силами могли приступить к устройству иконостаса и украшению внутри собора. В следующем 1828 году, к приезду преосвященного Кирилла, епископа вятского, обозревавшего епархию, готово было все к освящению и Благовещенского храма, июля 29 дня сей приснопамятный архиепископ освятил здесь престол, в честь Благовещения пресвятой Богородицы, с ректором семинарии архимандритом Иеронимом и собором протоиереев и иереев, на мощах великомученика и целителя Пантелеймона, часть коих вложена в особом оловянном ковчежце в крест под престолом, где находятся и доселе.

Колокольня же оставалась не оконченною до 1835 года, но в этом же году Господь помог окончательно устроить и ее. В 1841 году в придельном храме были переменены иконостасы, с устройством новых, и вновь освящены, с переименованием – правого придела во имя Владимирской Божией Матери, празднуемого 23 июня, вместо бывшего в честь Святителя Николая. Чествование же Святителю Христову и чудотворцу Николаю ныне совершается пи истоке ключа – в часовне, известной здесь под именем Ключевской. Будет время, когда и тут усердием верных будет сооружен в честь его св. храм. – В этом виде собор стоит и по настоящий 1863 год.

Архитектура собора проста; но без величия во внешности, хотя, по недостатку средств, многаго из принадлежностей архитектурных нельзя было строителям выполнить в точности. По смете, на устройство собора употреблено более ста двадцати тысяч рублей ассигнациями, без всякого пособия от горнозавоского начальства.

Первоначальных жителей завода, при основании первой церкви, было, как сказано выше, только сто душ мастеровых. Было приписано к сей церкви до тысячи душ и крестьян, но сии последние не все могли быть почитаемы постоянными и непременными прихожанами новоустроенной церкви. Это малое стадо, составлявшее тогда церковь Воткинскую, само еще плохо водворившееся, сначала, конечно, не имело средств участвовать при устройстве церкви: заводовладелец выстроил оную для них на свой счет и снабдил всем необходимым для богослужения. С течением времени завод населялся – и преимущественно партиями рекрутов присылавшимися из разных местностей государства. От этаго народонаселение завода было разнохарактерное, с различными понятиями, и разными поверьями. Деревенские же жители, принадлежащие к приходу новоустроенной церкви, до устройства ея проживая вдали от церквей и в глуши лесов, были погружены в глубокое невежество; грамотности между ними почти несуществовало. При всем том расколу между ними все-таки небыло в продолжении полстолетия от основания завода. Лишившись первой церкви, они показали не мало усердия в устройстве, вместо ея, другой новой, так что в первое же лето после сожжения Пугачевым церкви их, они имели уже новую деревянную, не малого размера, и с придельною церковью.

Впрочем, опыт показал, что усердие их к церкви было не глубоко; и преданность их вере православной, неуправляемая достаточным знанием догматов ея, поколебалась, как скоро появились между ними расколоучители. Раскол принесен был в Воткинский приход с заводов пермской губернии, и в религиозном невежестве воткинских прихожан нашел себе самую удобную для развития почву. Первыим насадителем и распространителем раскола и распространителем раскола в Воткинском заводе был некто Яков Гайдуров тульский мастер, сначала православный, но после поездки своей в некоторые заводы пермской губернии, отступник православия. Семя зла, принесенное Гайдуровым, неосталось безплодным. Его лжеучения, хулы на церковь и священство, нашли себе сочувствие у многих православных прихожан Воткинскаго собора, непонимавших сущесвенных истин православия, и удалили их от церкви Божией. Мало по малу раскол утвердился на заводе. И ныне эта нива Христова непрестает заростать тернием.

Чего же смотрят православные пастыри? Скажут, быть может, нам некоторые. Они трудятся по силе. Но на двадцать пять тысяч народонаселения обоего пола, — каковая цифра давно уже значится в духовных ведомостях Воткинской церкви, достаточно ли пяти священников, служащих при заводе? В церкви во время богослужения, при исправлении треб, в школах они учат, вразумляют, наставляют, но беседовать с прихожанами и учить в домах, очевидно, нет никакой возможности, и по недостатку времени со стороны священников, и по невозможности свободно располагать временем прихожан, хотя и эти частныя вразумления и наставления прихожан, по возможности, делаются. Весьма желательно, чтобы ныне, с прекращением обязательной службы, существующие законы о провождении воскресных и праздничных дней по христиански, имели приложение и силу. А то до того дошло, что едва сотая часть простолюдинов вспоминает в дни сии о церкви, без зазрения совести провождая дни праздников Господних или в суетах житейских, или просто – в праздности и разсеянности с утра до глубокой ночи. Вот образчик их расположения к св. Церкви: в 1861 году, в бытность теперешняго Архипастыря нашего в заводе, возникло между прихожанами разсуждение о необходимости другой церкви в заводе; представлено было от общества и прошение к Владыке по предмету сему. Но, когда резолюцию Преосвященнаго предложено было пригласить к пожертвованиям, дабы видеть, есть ли возможность приступить к открытию новой церкви, то оказалось, что усердие просителей к устройству другой каменной церкви так скудно, что и двух сот рублей серебром они не подписали, хотя никто неотрицал настоятельной нужды иметь другую церковь в столь обширном заводе и приходе, каков Воткинский: многие обещали жертвовать только по пяти, по десяти копеек в год, не от скудости состояния, а от недостатка усердия. И дело постройки новой церкви остановилось. Большая часть жителей заработки свои и избытки несет на грязные жертвенники Бахусу, которому устроено здесь уже до 70 капищ. Конечно есть и здесь довольно усердных сынов Церкви, любящих ее, поучающихся в законе Господнем, и исполненных страха Божия: — только постоянных посетителей церкви мало.

Настоящий Благовещенский собор в средине прегражден двумя приделами; потому при многолюдных собраниях в великие праздники большая часть собирающихся на молитву, вынуждена во время службы стоять в придельном храме, и таким образом лишается той пользы, какая соединена бывает с посещением церкви от слышания церковного чтения и пения, и от наглядного созерцания совершаемых священнодействий. Какое же просвещение и освящение, какие же живые образы божественных впечатлений они могут унести с собою из храма в домы свои, если невидят и не слышат совершаемого в нем? Естественно, что неудовлетворенное религиозное чувство не завлекает их с усердием спешить в дом Божий и в следующие разы. Это обстоятельство побудило начальство в нынешнем 1863 году приступить к разширению церкви, по смете на двадцать пять тысяч рубл. Серебром. Приделы отнесутся к сторонам, а вся внутренность соборной церкви будет открыта от входа до главного олтаря; плоский деревянный потолок в придельном храме заменится сводом; на месте северного крыльца устроится изящная и пространная сосудохранительница и ризница. И собор явится в обновленном, расширенном и улучшенном виде.

Вот все, что мы могли сказать о церкви и приходе Воткинскаго завода. В архиве церковном не сохранилось никаких записей о первых годах их; даже обыкновенныя ведомости о церкви и причте оной существуют только с 1811 года. Старики находящиеся ныне в живых, по большей части поступали сюда на службу уже в зрелом возрасте; прошло одно столетие – и уже никто не может передать почти ничего обстоятельнаго о быте первых насельников.

Священник А.Чернышев

«Вятские епархиальные ведомости» №21 1863г.