![]() |
За двенадцать лет перед мученической кончиной, еще будучи архимандритом, проповедуя в уфимском кафедральном соборе при архиерейском богослужении в Неделю Крестопоклонную, он говорил: «Нам надо глубоко запечатлеть в мыслях и сердце, что если мы хотим жить разумно, осмысленно, истинной духовной жизнью, следовать за Христом, то нам придется постоянно бороться за идеалы духовной жизни, постоянно испытывать в этой борьбе скорби и страдания. Но зато эта борьба, эти скорби и страдания очищают нас от греха, возвышают дух и ведут к победе, к славе, к нетлению, к бессмертию. Позади своего креста или в конце своего крестного пути мы увидим светлый Лик Господа, Его святую десницу, которая поддержит прикосновением благодати… Никакие блага этого мира, никакая мудрость мирская не могут так скоро привести нас к цели, к искомому нами и всеми людьми счастью, радости, блаженству, как тесный, узкий евангельский путь, или путь креста. “Если вы Христовы, говорит апостол, то плоть распните со страстьми и похотьми”. Не верьте, братья, современным модным учениям и суемудрым учителям, обещающим рай утех и наслаждений на земле. Рай Христов достигается великими усилиями, подвигами: “Царствие Божие усилием берется, и употребляющие усилия восхищают его”. “Венцом правды”, наградой блаженства увенчиваются те, кто показал себя в жизни, подобно апостолу Павлу: “в великом терпении, в бедствиях, скорбях, бедах, в ранах, в темницах, в изгнаниях, трудах, бдениях молитвенных, постах, в чистоте жизни, слове истины, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах” (2 Кор. 6, 4-8)»
Родился священномученник Мефодий 30 июля 1868 года (ст.стиль) в старинном русском селе Вятское Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Каракулинский район Удмуртской республики) в семье псаломщика местной Покровской церкви Платона Краснопёрова и в крещении был наречён Михаилом. Их благочестивая семья принадлежала к старинному вятскому роду священнослужителей, имея в своём родстве многих служителей Христа. В дальнем родстве с ними была и семья Кельсия Ивановича Килина, отца Владыки Ювеналия ( в миру Иоанна), проживавшая в селе Арзамасцево. Село это было в менее чем 20 километрах от Вятского, потому вполне возможно, что дети не просто знали друг друга, но могли и дружить . Разница в возрасте у Михаила и Иоанна была всего семь лет. По крайней мере, известно, что спустя многие годы, Владыка Ювеналий не забывал его и находясь на чужбине.
Семья их, как и прочие семьи скромных вятских церковнослужителей, жила весьма бедно, что позволило с детства познать ему великую силу веры. Отец его учил сына во всём полагаться только волю Божию, познавать близость человеку Бога, что в мире ничего не совершается без Его благого Промысла, пусть и не сразу людьми понимаемого. Несмотря на материальные трудности в семье Платон Краснопёров смог дать сыну образование. В 1890 году Михаил, после окончания Сарапульского духовного училища, закончил Вятскую Духовную семинарию «с правом и званием студента» и 12 сентября, был определён на должность надзирателя Сарапульского духовного училища. На следующий год он женился на священнической дочери Глафире Витальевне, которая после окончания Уфимского Епархиального училища работала учительницей в народном училище. А вскоре, 22 октября 1891 года, был рукоположен епископом Сарапульским Афанасием во священника к Тихвино-Богородицкой церкви села Паздеринского (Паздеры) Сарапульского уезда.
Старинное русское село Паздеры, располагалось на берегу реки Кама, вблизи впадения в неё реки Сивы, которая образовывала великолепные по красоте и плодородию заливные луга. Впервые селение упоминается в Писцовой книге Казанского уезда составленной писцами Семеном Васильевичем Волынским, Петром Матвеевичем Коротневым и диаком Михаилом Патрекеевым в 1647 – 1656 гг. В 1654 году писцы о ней пишут следующее: « Деревня, что был починок Паздерин, на горе и на реке Каме». Населяли его русские дворцовые крестьяне Сарапульского уезда. Изначально селение входило в приход Нечкинской Ильинской церкви, а с времени открытия прихода в селе Гольяны Паздеры вошли в приход Гольянской Крестовоздвиженской церкви. Самостоятельный приход был открыт в 1795 г и по получении храмозданной грамоты была построена церковь с престолом во имя Св. Великомученницы Екатерины. Со временем, в 1855 году, была построена новая церковь, освящённая во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В приход входили все окрестные селения, деревни большие и малые и село Перевозное (селом оно именовалось, потому что с 1838 года в нём был построен единоверческий храм во имя Казанской иконы Божией Матери). По штату Тихвинской церкви полагались два священника, диакон и два псаломщика.
Молодой священник был определён вторым священником, первым был 63 летний Федор Гаврилов Васнецов, служивший в этом храме с 1876 года. Весь приход был разделён на две части, в часть о.Михаила входили: Паздеры, Сидоровы Горы, Вверх по речке Перевозной (Жужги), Максимово, Ольховка, Вниз по речке Перевозной (Кобыляки), Ледухи, Вверх по речке Докше, Поварёнки. Помимо прихожан в селениях этих проживали и старообрядцы, периодически склонявшие односельчан к уклонению в раскол, что накладывало на служение священника особый миссионерский долг. С первых дней о. Михаил проявил себя искусным проповедником, проповедуя не только с амвона, но и вне храма. Все годы служения в Паздерах он был законоучителем в Паздеринской земском училище. В Паздерах он служил до февраля 1896 года, проживая семьёй в деревянном доме с надворными постройками, занимаясь зачастую тем же трудом, что и его прихожане. В этом доме, в 1892 году, у них родилась дочь Серафима. А в 1896 году, молодого, талантливого священника назначают сверхштатным священником к Вознесенскому собору в Сарапуле и они навсегда уезжают из Паздёр. В Сарапуле он прослужил не долго. Вскоре о.Михаил овдовел, подробности не известны, как неизвестна и судьба их дочери Серафимы, возможно, её забрали к себе родители матери.
Овдовев, отец Михаил принял решение целиком посвятить себя Богу. Поступив, 1898 году, в Казанскую Духовную академию, где в то время ректором был епископ Антоний (Храповицкий), он, спустя два года принимает иноческий постриг. 11 февраля 1900 года епископ Антоний постригает его в мантию и нарекает Мефодием. В 1902 году иеромонах Мефодий окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Тема его кандидатской работы была «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла». 16 августа 1902 года иеромонах Мефодий был назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища, а через год — инспектором Александровской миссионерской семинарии в городе Ардоне в Осетии и членом Ардонского отделения Епархиального училищного совета. 20 ноября 1906 года отец Мефодий был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1907 году архимандрит Мефодий был избран постоянным членом Уфимского епархиального комитета православного миссионерского общества, в 1908 году назначен редактором неофициальной части «Уфимских епархиальных новостей» и в том же году — старшим членом Просветительского отдела уфимского епархиального Братства Воскресения Христова со званием помощника председателя Братства.
По его инициативе с 1 декабря 1909 года было положено начало регулярных бесед в городском ночлежном доме, в которых он принял самое деятельное участие, посещая ночлежные дома вместе с учениками семинарии, совершая здесь молебны, всенощные, раздавая грамотным книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, многое, поясняя и объясняя из христианского вероучения.
Архимандрит Мефодий был активным деятелем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского Общества и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета. В 1911 году он был послан с миссионерскими целями в село Табынск Стерлитамакского уезда на праздник Табынской иконы Божией Матери. В своем отчете о поездке архимандрит Мефодий писал: «После богослужения начали записываться в Общество трезвости; в продолжение трех дней очень много было роздано народу листков и брошюр религиозно-нравственного и противопьянственного содержания».
26 января 1913 года в Омской епархии с миссионерской целью была учреждена вторая викарная епископская кафедра. Второму викарию вверялись дела по управлению внутренней миссией, руководство всеми деятелями противосектантской и противораскольнической миссии.
За первое десятилетие ХХ века в России широко распространился порок винопития. Пьянство предвозвещало обнищание, упадок нравов, неспособность не только к духовной жизни, но и к нравственной, упадок морали, разрушение семьи, а вместе с разрушением семьи и разрушение государства. Епископ Андроник видел, какая, во всей своей зловещей силе и дьявольской беспощадности, нависла над его паствой угроза, и в 1913 году в Омской епархии было положено начало общеепархиальной борьбы с пьянством, которая, по мысли владыки, должна была вырасти в общенародное движение, чтобы сам народ потребовал закрытия кабаков и пивных лавок. 21 июля 1913 года в Омске было учреждено Епархиальное Братство трезвости, председателем которого стал епископ Мефодий. С этого времени во все свои миссионерские поездки по приходам епархии он брал с собой не только священника-миссионера для объяснения сектантских заблуждений, но и священника-миссионера, который звал бы паству к трезвеннической жизни.
В 1914 году местом пребывания викарного епископа был определён город Петропавловск , и был опубликован указ о переименования второго викария Омской епархии во епископа Петропавловского.
С марта 1917 года, сразу же после свержения монархии, начались гонения на Русскую Православную Церковь. В это время епископ Мефодий был в Уфе, где он временно замещал епископа Андрея (Ухтомского), срочно вызванного в Петроград. В Петропавловск владыка вернулся 23 марта вечером. Здесь он услышал, что неким евреем пущен слух о том, что в архиерейском доме и в женском монастыре хранится много спрятанного купцами сахара, махорки и мануфактуры. Молва эта разнеслась не только по Петропавловску, но далеко по его окрестностям, и распространялась главным образом среди солдат. Пущен был также слух и о том, что в женском монастыре спрятана погромная иоаннитская литература.
25 марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил произвести обыск в архиерейском доме и в женском монастыре. В этот же день в 11 часов вечера к епископу Мефодию явились человек двадцать вооруженных солдат и рабочих. Владыке предъявили документ, что они уполномочены Советом солдатских и рабочих депутатов и городским исполкомом произвести обыск. Искали погромную литературу, искали сахар и махорку, но ничего не нашли. Во время обыска дом и монастырь были окружены ротой солдат. Из квартиры епископа вооруженный отряд отправился в монастырь. Там также все перерыли. Затем вооруженные солдаты вошли в церковь, прошли в алтарь и по приказанию унтер-офицера стали шарить под престолом. Присутствовавшая при обыске монахиня предупредила их, что в алтарь с оружием входить нельзя, что надо позвать священника, но они не обратили на это внимания.
Утром 26 марта, в Вербное воскресенье, епископ Мефодий собирался идти в собор служить литургию, когда к нему пришли из монастырской церкви сказать, что вооруженные солдаты были в церкви и в алтаре и прикасались к святому престолу. Епископ благословил освятить алтарь и служить. После литургии в соборе епископ вышел благословить народ и в это время кратко изложил все то, что произошло в монастырском храме, сказав, что считает своим долгом предупредить православных, дабы они не приняли вести о происшедшем ночью в храме в искаженном молвой виде. Епископ призвал не беспокоиться до расследования всех обстоятельств дела.
26 марта в три часа дня к епископу пришел председатель исполкома и обвинил владыку в произнесении проповеди, угрожающей общественному спокойствию. Епископ Мефодий возразил, что подобного рода проповеди не говорил, а после литургии небольшому числу богомольцев — было их около ста пятидесяти человек — рассказал о происшедшем ночью обыске; сделал он это ради успокоения народа и предупреждения нелепых слухов, которые могли появиться в городе. Председатель исполкома извинился за «печальный факт», как он выразился, и сказал, что это обвинение было ошибкой.
27 марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать телеграммы министру Керенскому и обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об удалении епископа Мефодия из Петропавловска за реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию. На другой день в местной газете появилось сообщение Совета рабочих и солдатских депутатов, где говорилось, что в монастырской церкви солдатами ничего святотатственного допущено не было, что они вели себя корректно, как и подобает в святом храме; между тем архиерей стал распространять клевету, обратившись к тысячной толпе с проповедью во время литургии.
Просьбу большевиков удалить епископа из города Святейший Синод оставил без внимания.
После захвата власти большевиками в России началась гражданская война, которая в иных местах переросла в крестьянские восстания. Крестьянское восстание, вспыхнувшее в Западной Сибири в 1921 году, стало одним из крупнейших очагов сопротивления безжалостному режиму. Крестьяне захватили Петропавловск, Ишим, Тобольск, везде беспощадно расправляясь с коммунистами и их семьями. Повстанцами было образовано Северное Сибирское правительство. На восстание против антинародного большевистского режима большевики ответили с удвоенной жестокостью. Карательные большевистские отряды сотнями, без разбора расстреливали жителей захваченных сел и городов, сжигали дотла захваченные поселения. Когда красные заняли город Петропавловск, то первое, что они сделали, это убили епископа Мефодия.
17 февраля 1921 года владыка служил Божественную литургию в Никольской церкви в Петропавловске. После молебна он вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу — и здесь перед храмом был убит. Епископ Мефодий был заколот штыками; уже убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного дня памяти). На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году причислен к лику новомучеников Российских. Память священномученика Мефодия — 4/17 февраля.
( При подготовке использовался материал из книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученники и исповедники и подвижники благочестия РПЦ ХХ столетия»)