Тихвинский мужской монастырь ур. Паздеры

История основания

 

Живительной влагой наполняет леса и поля Удмуртии река Кама. То пробегает не задерживаясь, ровной дорожкой на ходу подбивая берега, а то вдруг делает крутые виражи, вбирая в своем величавом течении множество рек и речушек. Так в своем беге добирается она до места, где сливается с реками Сивой и Прорвой, заполняет своими водами глубокую трещину в земле, названную потому Камским истоком, разворачивается, огибая холмы и долины, и несет свои воды вглубь России до Волги.

Слияние этих источников, богатство и плодородие земли, необычайно яркая красота этого места издревле привлекали людей. Археологами найдены в этих местах предметы утвари III — V вв. н.э., принадлежавшие предкам удмуртов. В средние века здесь жили их потомки — языческая чудь. На холме Ягино ими было устроено капище для поклонения и жертвоприношений своим богам. Народное предание до сих пор передает историю о том, как обрушилась крыша капища, погребя под своими обломками идолопоклонников. Первое сохранившееся письменное упоминание о дворцовом селе Паздеры датируется концом XVI века.

IMG_8807

Приход с. Паздеры открыт по указу Св. Синода от 26 марта 1795 года. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход села Гольяны. В1896 г. в составе прихода числились сёла Паздеры и Перевозное, деревни Жужги, Сидо­ровы Горы, Федотово (Лапино), Поварёнки, Патраково, Мерзляки, Бачино, Северухи, Ольхово (Лапши), Ледухи, Новые Фертики (Фотены), Фомино (Тиги), Кулюшево, починок Максимов. Пятьдесят лет церковь принимала своих прихожан. Постепенно здание храма обветшало. По указу вятской духовной консистории от 20 мая 1846 года из-за ветхости в нём было запрещено совершать богослужения. В 1846 году жители села построили временную деревянную церковь с одним престолом. Она была освящена 14 декабря в честь Св. Великомученицы Екатерины. В 1855 году жители села построили новую деревянную церковь с одним престолом на средства прихожан. Её освятили 6 февраля 1861 года в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Церковь была деревянная на каменном фундаменте, с одним куполом, деревянным крестом и колоколом. Крестили детей, венчали и отпевали — ни одно важное событие в жизни человека не об­ходилось без участия священника.

Istoriya1

В Тихвинский храм приходили и приезжали христиане, чтобы поклониться святым иконам, которые приплыли на плоту по реке Кама. Перед церковью была большая площадь. В 1888 году недалеко от церкви, ближе к реке, построили часовню. Часовня была деревянная, выкрашена в белый цвет, без купола. На крыше возвышался деревянный крест. Часовня — это малая цер­ковь без алтаря. Построена часовня была на том самом месте, где остановились приплывшие по Каме «Старые иконы». У христиан часовни сооружались в память различных событий, а также у святых мест — родников, озёр, почита­емых деревьев, мест «явления» чудотворных икон. В 1900 году была построена ещё одна часовня — на паздеринском кладбище. 14 июля 1913 года недалеко от храма заложили фундамент каменной церкви. Но завершить её строительство не удалось. В 1914 году началась I Мировая война. Строительство приостановили из-за нехватки средств. Вскоре власть в стране сменилась. Разрешение на продолжение строительства храма не уда­лось получить. Фундамент ушёл в землю. В ноябре 1923 года деревянная церковь сгорела от сильного пожара. Есть несколько версий причин возгорания церкви. По одной версии она сгорела от удара молнии. А другой причиной возгорания церкви называют то, что сто­рож рано закрыл жарко истопленную печь, и ушёл домой. Церковь горела сильным, но очень ровным пламенем, не задевая соседние постройки. После пожара церкви уцелел только один колокол весом в 13 пудов. Богослужения после пожара стали проводиться в бывшем церковном доме. Такое разрешение дал епископ Воткинский Амвросий. Сельский совет за аренду дома брал плату —14 рублей 59 копеек ежемесячно. Затем службы стали проходить в часовне. В 1939 году часовню закрыли, запретили проводить службы из-за ветхости здания. Но прихожане продолжали приходить поклониться «Старым иконам», приносили подношения: деньги, платки, полотенца, ткань. Детям было очень интересно посмотреть, что там в часовне. Они часто при­ходили и заглядывали в щели. В 1952 году все иконы, в том числе и «Старые иконы», перенесли в Вознесенский храм с. Перевозное. Здание часовни передали сельскому совету. Деревянное здание часовни оценили в 50 рублей, а медный колокол весом 13 пудов — в 200. Часовню закрыли зимой. Жители села взяли иконы и организовали крестный ход от с. Паздеры до с. Перевозное. Особенно бережно несли «Старые иконы».

Istoriya2

Большое,крепкое село,когда-то размашисто,в три километра населявшее камский берег,уничтожено советской властью под предлогом затопления этих мест. Сейчас на месте села распаханные поля да заросшие высокой травой пустыри.Свидетельство того, как располагались дома-кусты малины,смородины и вишни.

Постоянно идут и идут сюда люди,особенно летом.Кто рыбной ловлей побаловаться,кто ягод,которыми щедро усыпан высокий берег,насобирать,а кто и за целебной водичкой из трех незамерзающих источников.Такие источники обычно бьют там,где бывают обретены чудотворные иконы,и вода в них целебная.Знающие люди говорят,что на вкус вода в них разная,от всех хворей помогает.Один из источников освящен Архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

На месте бывших часовен и церкви воздвигнуты кресты.Монахини Успенского монастыря молятся о возрождении этого святого места.А место это действительно святое.

Шесть лет назад по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая был создан приход во главе с председателем иеромонахом Зосимой,в задачи которого входит строительство храмового комплекса с последующим переоформлением его в мужской монастырь.При этом официальное разрешение на строительство было получено в августе 2008 года.На пути стояло много преград,но как говорит отец Зосима,»с Божьей помощью все разрешилось».Под комплекс,который будет включать в себя храм,монастырь,жилые постройки,огород,отведено 15 гектаров.Кстати,за основу при проектировании храма взяты эскизы архитектора Ивана Чарушина(автора Михайловского собора, Вознесенского храма в с.Перевозное и ряда других.).

Недалеко от стройки стоит небольшой домик-здесь обитают шестеро насельников,которые помогают строителям.Возможно в будущем они примут постриг и будут здесь жить в числе тридцати монахов.Первые три года они жили без такого блага цивилизации как электричество-готовили на печке,а комнаты освещали с помощью керосиновых ламп и свечей.И только в 2008 году в их небольших кельях появилось электричество.Летом насельники возделывают около гектара земли,где они выращивают овощи.Здесь же находится ключ названный в честь Св.Николая Чудотворца.Здесь же находится купель.

В мае 2012 года закончилось строительство храма в несуществующем селе Паздеры, а 10 июня 2012 года Митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем храм был торжественно освящен.

По благословению архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя  синодального  отдела  по монастырям и монашеству, в монашескую общину храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Паздеры приехала комиссия в составе наместника  Донского мужского монастыря  игумена  Парамона и  наместника Николо-Угрешского монастыря игумена Варфоломея. Комиссия дала положительную оценку монашеской общине и в недалеком будущем Удмуртскую землю украсит еще один монастырь. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *